Elementor Header #8

3. Инструкции (Statements)

1. Введение

Инструкции (или операторы) в Java — это основные элементы кода, которые выполняют действия. Инструкции могут быть простыми или составными, и они управляют выполнением программы. В этом уроке мы рассмотрим различные типы инструкций, их использование и особенности.

2. Простые инструкции

Простые инструкции выполняют одиночные операции. Они могут включать присваивание значений, вызов методов и вывод данных. Простая инструкция заканчивается точкой с запятой ;.

Пример:

				
					int number = 10;          // Присваивание значения переменной
System.out.println(number); // Вывод значения переменной на экран

				
			

3. Составные инструкции

Составные инструкции объединяют несколько инструкций в одну блок. Эти блоки оборачиваются в фигурные скобки {}. Составные инструкции часто используются для группировки связанных операций.

Пример:

				
					public class CompoundStatementsExample {
    public static void main(String[] args) {
        // Составная инструкция начинается и заканчивается на фигурные скобки
        {
            int a = 5;
            int b = 10;
            int sum = a + b;
            System.out.println("Сумма: " + sum);
        }
    }
}

				
			

4. Условные инструкции

Условные инструкции позволяют выполнять определённые блоки кода в зависимости от выполнения условий. Основные условные инструкции в Java — это if, else if, и else.

Пример:

				
					public class ConditionalStatementsExample {
    public static void main(String[] args) {
        int number = 15;

        if (number > 10) {
            System.out.println("Число больше 10.");
        } else {
            System.out.println("Число 10 или меньше.");
        }
    }
}
				
			

5. Циклические инструкции

Циклические инструкции позволяют выполнять один и тот же блок кода несколько раз. Основные циклы в Java — это for, while, и do-while.

Пример цикла for:

				
					public class ForLoopExample {
    public static void main(String[] args) {
        for (int i = 0; i < 5; i++) {
            System.out.println("Итерация: " + i);
        }
    }
}

				
			

Пример цикла while:

				
					public class WhileLoopExample {
    public static void main(String[] args) {
        int i = 0;
        while (i < 5) {
            System.out.println("Итерация: " + i);
            i++;
        }
    }
}

				
			

Пример цикла do-while:

				
					public class DoWhileLoopExample {
    public static void main(String[] args) {
        int i = 0;
        do {
            System.out.println("Итерация: " + i);
            i++;
        } while (i < 5);
    }
}

				
			

6. Оператор switch

Оператор switch позволяет выполнять различные блоки кода в зависимости от значения переменной.

Пример:

				
					public class SwitchExample {
    public static void main(String[] args) {
        int day = 3;
        String dayName;

        switch (day) {
            case 1:
                dayName = "Понедельник";
                break;
            case 2:
                dayName = "Вторник";
                break;
            case 3:
                dayName = "Среда";
                break;
            default:
                dayName = "Неизвестный день";
                break;
        }

        System.out.println("День недели: " + dayName);
    }
}

				
			

7. Распространённые ошибки и их устранение

При работе с инструкциями в Java можно столкнуться с несколькими распространёнными ошибками:

Пропуск точки с запятой (;): Каждая инструкция должна заканчиваться точкой с запятой. Пропуск точки с запятой вызывает ошибки компиляции.

Ошибка:

				
					int number = 10
System.out.println(number);

				
			

Исправление:

				
					int number = 10;
System.out.println(number);

				
			

Неправильное использование фигурных скобок ({}): Фигурные скобки определяют блок кода. Отсутствие или неправильное размещение скобок может привести к ошибкам.

Ошибка:

				
					if (number > 10)
    System.out.println("Число больше 10.");
    System.out.println("Это дополнительная строка.");

				
			

Исправление:

				
					if (number > 10) {
    System.out.println("Число больше 10.");
    System.out.println("Это дополнительная строка.");
}

				
			

Проблемы с условиями в if и switch: Убедитесь, что условия в if и case правильно формулируются и соответствуют типу данных.

Ошибка:

				
					int number = 15;

if (number = 10) { // Неправильное использование оператора присваивания
    System.out.println("Число равно 10.");
}

				
			

Исправление:

				
					int number = 15;

if (number == 10) { // Правильное использование оператора сравнения
    System.out.println("Число равно 10.");
}

				
			

Ошибки в циклах: Неправильное использование условных операторов в циклах может привести к бесконечным циклам или пропуску итераций.

Ошибка:

				
					int i = 0;
while (i < 5) {
    System.out.println("Итерация: " + i);
    // Забыта строка, увеличивающая значение i
}

				
			

Исправление:

				
					int i = 0;
while (i < 5) {
    System.out.println("Итерация: " + i);
    i++; // Увеличение значения i
}

				
			

Ошибки в switch-операторе: Убедитесь, что все возможные случаи обработаны, и используйте break для предотвращения выполнения последующих case.

Ошибка:

				
					switch (day) {
    case 1:
        dayName = "Понедельник";
    case 2:
        dayName = "Вторник";
        break;
    default:
        dayName = "Неизвестный день";
}

				
			

Исправление:

				
					switch (day) {
    case 1:
        dayName = "Понедельник";
        break;
    case 2:
        dayName = "Вторник";
        break;
    default:
        dayName = "Неизвестный день";
        break;
}

				
			

Заключение

Инструкции (или операторы) в Java являются основой для управления выполнением программы. Понимание простых и составных инструкций, условных операторов, циклов и оператора switch позволяет создавать эффективные программы. Осведомленность о распространённых ошибках поможет вам избегать проблем и писать более надёжный код.

8. Тестовое задание

Теперь ваше задание — создать программу, которая выполняет следующие действия:

  1. Определите переменную score, которая представляет оценку (например, от 0 до 100).
  2. Используйте условные инструкции if, чтобы вывести соответствующее сообщение в зависимости от значения score:
    • Если score больше или равно 90, выведите «Отлично».
    • Если score больше или равно 70, но меньше 90, выведите «Хорошо».
    • Если score меньше 70, выведите «Неудовлетворительно».
  3. Добавьте цикл for, который выводит числа от 1 до 5.
  4. Используйте оператор switch, чтобы определить день недели по числу от 1 до 7 и вывести его название.

Пример программы:

				
					public class ExampleProgram {
    public static void main(String[] args) {
        // Переменная оценки
        int score = 85;

        // Условные инструкции
        if (score >= 90) {
            System.out.println("Отлично");
        } else if (score >= 70) {
            System.out.println("Хорошо");
        } else {
            System.out.println("Неудовлетворительно");
        }

        // Цикл for
        for (int i = 1; i <= 5; i++) {
            System.out.println("Число: " + i);
        }

        // Оператор switch
        int day = 4;
        String dayName;

        switch (day) {
            case 1:
                dayName = "Понедельник";
                break;
            case 2:
                dayName = "Вторник";
                break;
            case 3:
                dayName = "Среда";
                break;
            case 4:
                dayName = "Четверг";
                break;
            case 5:
                dayName = "Пятница";
                break;
            case 6:
                dayName = "Суббота";
                break;
            case 7:
                dayName = "Воскресенье";
                break;
            default:
                dayName = "Неизвестный день";
                break;
        }

        System.out.println("День недели: " + dayName);
    }
}

				
			

Проверьте свою программу, чтобы убедиться, что все инструкции правильно работают и выводят ожидаемые результаты.

logo